Запланированное устаревание

Родительский пылесос работал, кажется, лет 20. А у меня ломаются каждые три года. Бабушкин сервант крепко стоит на ногах с шестидесятых, а мою кухню пора менять через 7 лет использования.

Говорят же «раньше вещи делали на совесть». Есть даже «столетняя лампа». Лампа накаливания, которая горит в Калифорнии с 1901 года. Она занесена в книгу рекордов Гиннеса. Те, кто ее делал, ничего не знали о «запланированном устаревании».

Да, есть такой принцип. Сейчас производитель делает все, чтобы вернуть вас к прилавку. Его задача — стимулировать потребление. Поэтому устаревание закладывается в продукт еще на моменте производства. Никому не надо, чтобы вы пользовались телефоном по 100 лет. А как же продажи? А что скажут акционеры?

Устаревания бывают разные:

«функциональное»

  • устаревание из-за технического прогресса. Машина заменили лошадей, а видеокассетам на смену пришли сначала компакт-диски, а потом флэшки. Это естественный процесс.

«системное»

  • здесь уже вмешивается производитель. Он перестает обслуживать старую версию продукта, вынуждая вас перейти на новую. Например, приложение не будет работать на смартфоне со старой операционной системой, а для обновления нужно больше памяти. И вот вы идете за новый айфоном.

«брендовое» — самое вредное

  • производители выпускают все больше новых товаров, старым пользоваться не круто. И мы открываем кошелек, чтобы купить вещь из новой коллекции или «новую улучшенную формулу» крема
  • если вдруг вы смогли удержаться, старое как специально начинает ломаться. Кроссовки изнашиваются. Стиральная машина отказывает и легче купить новую, чем тратиться на ремонт.

Так корпорации создают новый спрос на продукцию, что приводит к росту потребления вещей. Но именно это и обеспечивает рост экономики, так что соскочить не получится.

*по материалам журнала «Профиль»